Глава вторая

От Ивана к железному кругу

Всю дорогу домой Венька ворчал, а Лиза внимательно изучала его блокнот. 

— Мне кажется, мы просто зря время потратили и в такую даль скатались. Что нам с этих цифр? Ну, хорошо: вот пересчитали мы эти буквы на памятнике, а дальше что?

—А дальше будем следующую загадку отгадывать! — усмехнулась девочка. – Или тебе не хочется приз получить?

— Приз! — хмыкнул Венька. — А что если он совсем никудышный, приз этот?

— Честно говоря, я не расстроюсь, даже если этого приза совсем не будет, — пожала плечами Лиза. — Мне просто нравится разные загадки разгадывать! По крайней мере, каникулы будут не скучные!

— Подожди-ка! — мальчишка даже остановился от возмущения. — Как это «если не будет приза»?

— А так, Венька! Мы же с тобой не в магазин пришли — гарантий точно никто не даст. И хватит уже обиженные рожи корчить: пора следующую загадку разгадывать. Вот смотри, что там написано:

«В старом доме купца Ивана детских рисунков много, а во дворе стоит мальчик: и летом стоит, и зимой. В глаза посмотри мальчишке, отыщется круг за спиною, а на круге тоже есть цифры — они-то тебе и нужны!».

— Снова ерунда какая-то! — проворчал Венька. — Как интересно мы найдем дом купца Ивана? А чтобы узнать, есть там рисунки или нет, нам что, придется взломщиками работать?

— Никаких взломов! — улыбнулась Лиза. — Уверена: тот, кто загадывал эти загадки, прекрасно знает, что нас в этот дом запросто пустят. Знать бы только, о каком Иване он говорит!

— Знать бы о каком Иване! — передразнил Венька подругу. — И как мы сможем узнать, о каком?

— Как обычно, Венька! Будем искать! Встречаемся завтра утром! Только не проспи, ладно?

Венька показал подруге язык и открыл ей дверь подъезда: за разговорами подростки успели добраться до дома. А на следующее утро специально встал пораньше, чтобы доказать подруге, что он тоже может быть полезным и знает толк в розыскных работах.

— Слушай, я тут посмотрел и могу сказать одно: с купцом Иваном будет непросто! Потому что у нас тут этих Иванов полно! Есть, например, купец Иван Макке, который построил здание реального училища. Или один из первых почетных граждан города Самара и владелец первых самарских пароходов Иван Константинов – дом его семьи стоял возле Хлебной площади.  Дача мельника Ивана Соколова стоит на Барбошиной поляне, а вот дом купца Ивана Плешанова я не нашел. Дело за малым — выяснить, в каком из этих домов прячутся детские рисунки!

— Ни в каком из этих домов никакие рисунки не прячутся! — улыбнулась Лиза.

— Как это ни в каком? Написано же в блокноте: в доме купца Ивана!

— Да! В доме купца Ивана Клодта, который построен по проекту архитектора Александра Щербачева — сейчас там работает «Детская картинная галерея» и хранятся тысячи картин юных художников. Как думаешь, можно их назвать детскими рисунками?

— Можно, конечно! — буркнул Венька. — Опять ты права, Лизка! И как это у тебя получается?

— Просто умею правильно задавать вопросы! Пойдем уже мальчика искать: я билеты заказала на экскурсию, а она через час начинается.

— Похоже, с мальчиком будет также непросто, как с купцом Иваном! — шептал Венька, когда они с Лизой попали в Детскую картинную галерею. — Смотри, сколько тут этих мальчиков на картинах!

— А нам эти мальчики на картинах не нужны! — улыбнулась Лиза. — Помнишь загадку? Наш мальчик во дворе стоит. А вот и он!

Ребята как раз вышли во двор и сразу же увидели фонтан и небольшую скульптуру, которая его украшала — мальчика с лампой в руке.

— Зимой и летом одним цветом! — ухмыльнулся Венька. — Пойдем, Лиза, взглянем в глаза этому мальчику!

Друзья встали рядом с бронзовым мальчуганом так, чтобы видеть его глаза, но никакого круга за его спиной не нашли. Они осмотрели все стены и заборы. И даже те, которые были не за спиной у маленького памятника, но не нашли ни одного круга.

Отчаявшись, Лиза подошла к администратору:

— Скажите, пожалуйста, а у вас во дворе никогда не размещалась выставка круглых картин? Или каких-нибудь круглых предметов? Может быть, каких-нибудь зеркал? Или украшений в форме круга?

Работница музея отрицательно покачала головой, и девочка вернулась к товарищу, который настойчиво продолжал играть в гляделки с бронзовым мальчиком.

— Высмотрел какой-нибудь круг? — с надеждой спросила Лиза.

— Пока единственные круги, которые я вижу, это круги перед глазами, потому что, когда смотришь ему в глаза, тебя слепит солнце! — признался Венька и отвернулся от памятника. — А ты разузнала что-нибудь?

— Нет! Никаких выставок круглых картин, зеркал или украшений тут не было. Что же это за круг такой? — задумалась девочка.

— Слушай! А что, если этот круг не на земле, а под землей? — Венька перешел на зловещий шепот. — И нам нужно найти какой-то секретный люк и спуститься в подземелье?

— Точно! — улыбнулась девочка. — Ты молодец, Венька!

— Спускаемся в подземелье? — недоверчиво уточнил мальчуган.

— Нет! Люк! Нам нужен канализационный люк!

— Мы спустимся под землю через канализацию?

— Да нет же! Не будем мы спускаться под землю, балда! Круг из загадки — это люк! Старинный люк, который компания «Ростелеком» когда-то подарила картинной галерее! Ты не поверишь, но…

— Да! — перебил ее Венька. — Знаю! Вам про это на экскурсии по музею «Ростелекома» рассказывали. Вот только интересно: зачем дарить детской картинной галерее чугунный люк?

— А затем, что это не простой люк, а самый настоящий памятник старины, балда ты необразованная! Это же колодезный люк Самарской правительственной телефонной сети, которому уже больше ста лет, представляешь! Его сюда аж от Хлебной площади привезли. Там была телефонная станция, а потом появились трамваи, которые рвали провода. И тогда их убрали под землю. Говорят…

— Ну, хватит уже историй, Лиза! — нетерпеливо перебил подругу Венька. — Пойдем уже найдем этот люк, запишем цифры и перейдем к следующей загадке. А то я тебя знаю: ты эти истории до утра рассказывать можешь!

Для продолжения пройдите второе задание.

Если ответ правильный, вы узнаете, какая загадка будет следующей!

Задание 2.
Какие цифры выбиты на люке?

Your score is