Май выдался на удивление теплым, поэтому возвращаться домой после того, как отзвенел последний звонок, совсем не хотелось. Будущие семиклассники Лиза и Вениамин, которые учились в одном классе и жили в одном подъезде, лениво шагали из школы. Лиза, еще в пятом классе основавшая кружок любителей истории, недавно побывала на экскурсии в музее «Ростелекома», которую школа организовала специально для ее кружка. Она всю дорогу увлеченно рассказывала товарищу об этом увлекательном приключении, когда Венька — никто в классе не называл этого непоседливого блондина полным именем — вдруг остановился, как вкопанный, и перебил ее на полуслове:
— Слушай, Лиз, а что такое «Своп-маркет»?
Его подруга, которая знала все, от имен участников первого состава «Битлз» до сроков правления Ивана Грозного, поправила ремни своего ранца и спокойно ответила:
— Это такая вечеринка, на которую люди приносят вещи, которые им уже не нужны, чтобы отдать их тем, кому они могут пригодиться.
— За деньги? — деловито уточнил Венька.
— Нет! — рассмеялась девочка. — Совершенно безвозмездно! Иногда организаторы устраивают входной сбор, который идет на благотворительные цели, но забирать вещи можно бесплатно — это же устраивают, чтобы немного снизить чрезмерное потребление в мире. А почему ты спрашиваешь?
Вениамин хотел сказать, что его очень волнует проблема чрезмерного потребления, но врать он не умел. И не любил. Поэтому он просто показал Лизе на яркую афишу, которую заметил на другой стороне улицы: «Своп-вечеринка! Ждем всех желающих: вход свободный».
— Может, сходим? Домой идти совсем не хочется, а тут совсем недалеко.
— Ну, не знаю, — неуверенно протянула Лиза.
— Наверняка кто-то принесет туда книги! — подмигнул ей Венька.
После такого аргумента у Лизы, которая очень любила читать, не осталось возражений. Тем более, ей тоже не очень-то хотелось идти домой.
— Только давай быстро: туда и обратно! А то мама будет волноваться.
Венька согласно закивал и уже через пятнадцать минут подростки изучали столы, заваленные разными полезными и нужными вещами. Точнее, изучал столы Венька, потому что Лиза сразу же застряла у стенда с книгами, и подростки договорились встретиться у входа. Чего только не было на этом «своп-маркете»: старые журналы, оловянные солдатики и даже настоящая ковбойская шляпа. Но Вениамина больше всего привлекла роскошная записная книжка в потрескавшемся кожаном переплете с красивыми застежками. У его папы когда-то была такая же книжка, в которую он записывал важные мысли и стихи, поэтому мальчишка давно мечтал завести себе такую же.
— Я же правильно понял? — осторожно уточнил он у девушки, которая стояла возле стола. — Я могу взять любую вещь, которая мне понравилась?
— Да, конечно! — улыбнулась девушка.
— И даже эту записную книжку? — Вениамин изо всех сил старался казаться небрежным и безразличным, но его голос дрожал от волнения.
— И даже эту записную книжку! — кивнула девушка, взяла блокнот со стола и протянула его мальчишке.
Не веря своему счастью, Венька схватил его, прижал двумя руками к груди и медленно попятился. Но быстро понял, что никто не собирается отнимать у него неожиданную находку и спросил:
— А вы не знаете, кто решил избавиться от такого сокровища?
— Нет! — девушка пожала плечами. — На этом столе вещи, которые нам привезли из риелторской компании. Говорят, при переездах люди часто теряют или бросают какие-то вещи. Но за теми, что лежат в этих коробках, никто так и не вернулся.
Удовлетворившись ответом, Венька побежал искать Лизу, которая так и не отошла от книжных развалов.
— Ты только посмотри, что я нашла! — восторженно делилась она с другом. — Старое издание Агаты Кристи, томик Ахматовой и русские народные сказки с картинками Билибина!
— А я.…, — пробормотал Венька. — А я, а у меня — вот!
— Что это? — удивилась Лиза.
— Не знаю, — пожал плечами мальчик. — Просто блокнот в красивой обложке. Буду стихи свои туда записывать. Или дневник начну вести. Я еще не решил.
— Дай посмотреть! — Лиза открыла блокнот и зашуршала страницами. — Венька, а ты видел, какие тут красивые рисунки?
— Нет! Дай-ка посмотреть! — Венька торопливо отобрал свою находку у девочки.
На некоторых страницах блокнота на самом деле были нарисованы виды старинной Самары. А на некоторых…
— Смотри, Лиз, тут какая-то тарабарщина написана. Сейчас прочитаю:
«Вдруг ты скучаешь, как и я, мой друг. Я предлагаю поиграть в игру: найди все цифры, что я загадаю. И ты не пожалеешь, обещаю! Нашел мой блокнот? Я не знаю, кто ты, но знай: мне и правда очень скучно. Хочешь найти сокровище, которое я спрятал? Сыграй со мной в игру. Правила простые: я загадываю загадки, а ты их отгадываешь. Справишься со всеми головоломками – получишь приз. А вот тебе и первая загадка. Для разминки. Знаешь, где в Самаре живет Змей Горыныч? Там, где должен был появиться радиотеатр. Посчитай на его боку надпись — это и будет первый ответ. Не теряй его!»
Вениамин закончил читать и в воздухе повисла пауза.
— Чушь какая-то! — буркнул Венька.
— А по-моему, очень даже интересно! — задумчиво пробормотала девочка.
— Да ладно тебе, Лиз! Ну откуда в нашем городе Змей Горыныч! Их вообще не бывает — они ж только в сказках. Вон как в той, что ты нашла! Ого! Тут, кстати, еще есть странички с такой же тарабарщиной. Я их, наверное, вырву! Зачем мне эта ерунда в блокноте!
— Знаешь что, Венька? Ты не торопись страницы рвать. Есть у меня ощущение, что не такая уж это и тарабарщина! Но давай про это попозже поговорим, нам уже пора домой бежать!
— Ну конечно! — буркнул парень. — Не тарабарщина! И где-то в нашем городе живет Змей Горыныч!
— А может, и живет! — улыбнулась Лиза. — В общем, не торопись рвать!
Венька уже почистил зубы и собирался ложиться спать, когда зазвонил телефон.
— Я же говорила: никакая это не тарабарщина! — услышал он в трубке довольный голос.
— Ты вообще о чем, Лиз?
— Я тут в сети покопалась: если забить в поисковик «Самара» и
«Змей Горыныч», он показывает, что в городе есть памятник, который получил прозвище Змей Горыныч…
— Памятник? — удивился Венька.
— Да, памятник! Возле Дома связи. Так что не планируй на завтра ничего — встречаемся в десять у качелей и идем к памятнику!
На следующее утро подростки с самого утра отправились навстречу приключениям.
— А что это за Дом связи? — спросил Венька, когда они шли к памятнику.
— Так назвали здание, которое построили почти сто лет назад для телеграфа и телефонной станции. А потом сюда перевели связистов со всей страны, и из Москвы тоже. Не только людей, но и все оборудование.
— А зачем их туда перевезли?
— Так война же началась, Венька! Великая Отечественная! А Самара тогда называлась Куйбышев и в нашем городе решили устроить запасную столицу! В то время тут было радиобюро, откуда журналисты всех стран слали сообщения о том, как дела на фронтах. А еще отсюда Верховное Главнокомандование держало связь с отрядами на передовой и заводами, которые привезли в Куйбышев со всей страны. Ты что, историю совсем не знаешь?
— Нам про Змея Горыныча на истории не рассказывали! — недовольно буркнул Венька.
— А самому почитать? — засмеялась девочка. — Неужели тебе совсем не интересно? Между прочим, нам про эту станцию на экскурсии по музею «Ростелекома» рассказывали. Она только в 1941 году обеспечила больше миллиона междугородных телефонных разговоров. Кстати, Дом связи должен был состоять из четырех корпусов. Три построили, а потом война спутала все планы и до строительства радиотеатра руки так и не дошли. Вместо него построили фонтан, чтобы охлаждать аппаратуру телефонной станции. А намного позже у фонтана поставили памятник, который прозвали Змей Горыныч!
— Змей Горыныч, который должен был стать театром! – Венька хлопнул себя по лбу. — Все как в блокноте написано!
— Ну вот! — Лиза шутливо пихнула товарища в бок. — Я же говорила тебе: не торопись страницы дергать! А ты «тарабарщина, тарабарщина»! Осталось только понять, о каких буквах идет речь!
— А чего тут понимать-то? — проворчал мальчишка. — Придется топать до памятника, искать эту надпись да буквы считать. С этим-то мы точно справимся!